Выводы экспертов по взрыву кислородных баллонов в Луганске

больница

Выводы экспертов по взрыву в луганской больнице

На днях комиссия, которая занимается расследованием причин и обстоятельств взрыва в Луганской городской больнице № 7, получила результаты технической экспертизы. Основываясь на них, члены комиссии выяснили, что же произошло 18 января в реанимационном отделении больницы с технической точки зрения. Теперь правоохранителям предстоит выяснить, кто виноват во всем произошедшем.

Согласно выводам экспертов, кроме ряда факторов, связанных с нарушением правил техники безопасности, непосредственно к взрыву привели два обстоятельства – использование несовместимой с кислородом уплотнительной прокладки, что вызвало горение, а также наличие в баллоне, кроме кислорода, низкоуглеродистого газа, что привело к взрыву.

«Что послужило причиной возгорания и последующего взрыва этого содержимого, мы можем только предполагать. Но по тем остаткам от разрушенных баллонов эксперты пришли к следующему мнению. Скорее всего, во время установки прокладки между редуктором и штуцером баллона, использовалась прокладка несовместимая с кислородом. Кислород является очень активным окислителем, происходит химическая реакция с выделением огромного количества тепла. Произошло возгорание, которое в результате привело к взрыву в этом баллоне», — заявил в интервью луганским журналистам пресс-секретарь Госгорпромнадзора Украины Андриан Галач.

Какой именно газ находился в баллоне кроме кислорода, эксперты сказать пока не могут. Но не исключают, что это мог быть метан.

«Мы говорим метан, чтобы проиллюстрировать, что есть низкоуглеродистые газы, например, такие как метан. Но был ли там метан или это был пропан – не имеет принципиального значения», — отметил Андриан Галач.

При этом как пояснил начальник Луганской госинспекции промбезопасности и охраны труда в социально-культурной сфере Игорь Дубовик, если бы кислород в баллоне был без примесей, ситуация могла бы развиваться по-другому.

«Если бы был чистый кислород в баллоне, не было бы примесей низкоуглеродистого газа, то баллон бы не взорвался, была бы вспышка. Возможно, даже не было бы там и большой вспышки, а просто выгорела бы прокладка», — добавил Игорь Дубовик.

Таким образом, именно наличие постороннего газа в кислородном баллоне привело к таким печальным последствиям. В принципе, те эксперты, которые сразу после взрыва заявили, что баллоны с чистым кислородом не могли стать причиной таких разрушений, были правы. Только пришли они к неправильному выводу, заявив, что там сработала взрывчатка. «Взрыв был очень мощным именно потому, что была вот эта смесь газа кислорода с низкоуглеродистым газом», — подчеркнул Андриан Галач.

Кроме того, в больнице взорвался не один кислородный баллон, как предполагалось раньше, а два. Один баллон взорвался в результате химической реакции, второй – сдетонировал от него.

Само же наличие в баллоне постороннего газа является свидетельством нарушения технологии заполнения баллона медицинским кислородом. Согласно правилам, перед наполнением баллона должна пройти его «промывка», чтобы избавиться от примесей. Производится предварительный сброс (выпуск) в атмосферу остатков газа и «промывка» баллона кислородом с последующим его выпуском в атмосферу. Так заполняется баллон с медицинским кислородом. Заполнение же баллона техническим кислородом такой процедуры «промывки», по словам экспертов, не предусматривает.

Однако пока эксперты со 100%-ной уверенностью не могут даже сказать, где и кем заполнялись кислородом баллоны, которые взорвались в луганской больнице. Договор о поставках кислородных баллонов у больницы был заключен только с одним предприятием – «ДонбассАгросервис».

Однако документального подтверждения, что предприятие заполняло взорвавшиеся баллоны, нет. Работа значительно усложнена тем фактом, что в больнице не велся, как положено, журнал приемки баллонов.

«Если бы они принимали по журналу приемки с номерами баллонов, указывали от какой организации они принимали, мы бы однозначно установили, что это «ДонбассАгросервсис» или это другая наполнительная станция. Но, к сожалению, в больнице это не велось. А по документам, которые предоставила «ДонбассАгросервис» и областная прокуратура, те баллоны, которые взорвались (номера баллонов) не проходят по журналам наполнения и журналам выдачи», — отметил Игорь Дубовик.

Вместе с тем, как говорят эксперты, очевидно, что и некоторые баллоны «ДонбассАгросервсис» заполнялись с нарушением. Так, в январе по договору с этим предприятием в луганскую горбольницу №7 было поставлено 45 баллонов. Эксперты проверили содержимое 15 баллонов.

«В частности, например, установлено наличие примесей в баллонах. Там требование – должно быть 95% и выше чистого кислорода. Но реально до 20% в некоторых баллонах находился азот», — отметил Андриан Галач.

По словам специалистов, азот, как «веселящий газ», сам по себе не опасен – «он просто облегчает болевые ощущения пациентов».

Однако превышение его концентрации в кислородных баллонах говорит о нарушениях, допущенных при их заполнении.

К выяснению того, где же все-таки заполнялись кислородом взорвавшиеся баллоны, технические эксперты планируют привлечь правоохранителей. Последним, в частности, предстоит выяснить, не были ли баллоны доставлены в больницу «вне договорных отношений» с газонаполнительными станциями.

В качестве примера, того, как могут попадать баллоны в больницы «вне договорных отношений», можно привести такой случай, произошедший несколько лет назад в больнице одного из районов.

Тогда в реанимацию поступил мужчина, пострадавший в результате ДТП. Дальнейшая его транспортировка (например, в областную больницу) была невозможна.

Чтобы помочь потерпевшему, его близким пришлось самостоятельно искать кислородный баллон.

В данном случае нарушения со стороны врачей «налицо». Но можно ли обвинить врача, который не сослался на отсутствие кислорода в больнице и инструкции, а спас жизнь человека, используя все доступные методы.

Очевидно, что массовые нарушения при использовании кислорода, которые выявили инспекторы Госгорпромнадзора, допускаются не только из-за халатности персонала больниц, но и из-за катастрофического недофинансирования медицины – когда помочь больному, не нарушив инструкции, просто невозможно.

Еще одна проблема в финансировании больниц добавилась в конце прошлого года, когда органы Госказначейства «не проводили» счета местных органов власти по незащищенным статьям расходов. Это сказалось и на сфере медицины, в частности, приобретении кислорода.

«Есть масса проблем. У нас в больницах – это и топливо для автомобилей, и приобретение кислорода для наркозно-дыхательной аппаратуры в операционных, приобретение моющих средств, различных расходных», — сообщили в декабре в Луганском горсовете.

По итогам проверок больниц Луганщины госинспекторы выявили более 800 нарушений нормативо-правовых актов об охране труда и запретили эксплуатацию 279 единиц сосудов, работающих под давлением, в том числе и кислородных баллонов. Теперь для возобновления эксплуатации баллонов в больницах необходимо устранить выявленные нарушения и получить разрешение госинспектора.

При этом итоги проверок принимают не во всех больницах.

«Обращаются и жалуются. Есть жалобы в областную прокуратуру, что мы такими методами, как они говорят, вынуждаем их в какой-то мере идти на преступление, потому что не оказать больному медицинскую помощь они не могут», — рассказал Игорь Дубовик, добавив, что «кто в этом сильно заинтересован, находят выход: есть кислородные подушки, есть так называемый генератор разделения «воздух-кислород».

В данном случае, конечно, правы и медики, и проверяющие – каждый из них просто выполняет свою работу. Конфликт их интересов, возможно, начнет разрешаться уже в этом году. В планах властей Луганщины – объявить 2010 год Годом здоровья, с увеличением объемов финансирования медицинских учреждений, в частности в сфере использования кислорода.

Справка. В результате взрыва в 7-ой многопрофильной городской больнице г. Луганска погибли 16 человек. Сотрудникам МЧС и других экстренных служб удалось спасти из-под завалов 4 женщин и 2 мужчин, которые с множественными травмами были госпитализированы в Луганскую областную клиническую больницу.+

В результате взрыва произошло разрушение несущих конструкций перекрытия 5, 4, 3 и 2-го этажей здания больницы. Всего были эвакуированы 248 пациентов и 50 человек медперсонала. Пострадавшие немедленно были направлены в другие больницы города.

Официально главные причины несчастного случая в горбольнице № 7 изложены так:

1) использование уплотнительной прокладки из материала, несовместимого с кислородом, в соединении вентиль-редуктор баллона с кислородом №51611, результатом чего стали вспышка и взрыв газокислородной смеси в баллоне;

2) заправка баллонов медицинским кислородом с нарушением технологии заправки, а именно без предварительного сброса в атмосферу остаточного давления газа и промывки баллона одноразовым наполнением его медицинским кислородом не ниже 0,98 МПа;

3) использование баллонов с кислородом непосредственно в реанимационных залах отделения интенсивной терапии больницы и отсутствие в медучреждении порядка использования кислородными подушками при отсутствии (неисправности) системы централизованной подачи кислорода;

4) допуск к обслуживанию баллонов с кислородом лиц, не прошедших обучения по безопасному обслуживанию баллонов с кислородом, а также отсутствие необходимого учета баллонов с кислородом, которые получало медучреждение.

Андрей Заболотный