Анализ причин взрывов кислородных баллонов, 1

взрыв баллона

Анализ причин взрывов кислородных баллонов. Комментарии

Журнал «ОХРАНА ТРУДА» 3/2010.
Автор: Чижиченко Вадим Петрович

1. ХАРАКТЕРИСТИКА КИСЛОРОДА.
В соответствии с ГОСТ 5583-78 «Кислород газообразный технический и медицинский» кислород нетоксичен, не горюч и не взрывоопасен, однако является сильным окислителем, резко увеличивает способность других материалов к горению.
Смеси газообразного кислорода с горючими газами взрывоопасны. Смазочные материалы и жировые загрязнения поверхностей, контактирующие с кислородом, являются причиной возгораний. Уплотнительные материалы (фибра, капрон, резина, пластмасса) могут легко воспламеняться в среде кислорода высокого давления.
Газообразный кислород технический и медицинский заправляются в баллоны по ГОСТ 949-73 до давления 150 кгс/см2.
Учитывая, что медицинский кислород относится к лекарственным препаратам, наполнительные станции его заправляющие должны иметь регистрационное удостоверение, выдаваемое Министерством Охраны Здоровья Украины. На каждый баллон с медицинским кислородом выдается паспорт в соответствии с ГОСТ. На баллоне должна быть соответствующая надпись «Кислород медицинский» или «Кислород». Баллон окрашивается в голубой цвет. На баллоне должно быть выбиты следующие данные: дата проведенного освидетельствования, дата следующего освидетельствования и клеймо испытательного пункта.

2. ТАК ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В БОЛЬНИЦЕ № 7 Г. ЛУГАНСКА?
Однозначно произошел взрыв одного кислородного баллона, второй баллон, который находился рядом, разрушился от детонации. Проведя аналогию с взрывами кислородных баллонов за период с 1995 г, а их было около 50, можно со 100 % уверенностью констатировать, что в взорвавшемся баллоне находился не чистый кислород, а смесь кислорода с горючим газом, предположительно метаном. Импульсом для возгорания смеси послужила, скорее всего, установленная на подключаемом редукторе прокладка из материала, не совместимая с кислородом (резина, пластик). После подключения редуктора и открытия вентиля на баллоне произошло возгорание прокладки, дальнейшее возгорание смеси в баллоне и последующий за этим взрыв. Возможно, и сама прокладка находилась не в чистом состоянии, а со следами органического соединения, например масла или жира, что только усилило первоисточник искрообразования.
Газосварщики с большим стажем работы могут подтвердить неоднократные случаи возникновения вспышки (хлопка) в месте подключения редуктора, при этом прокладки даже заводского изготовления, но со следами органики приходят в нерабочее состояние. От взрыва их спасало только то, что в баллоне был чистый кислород, а если бы в баллоне находилась смесь, то взрыв был бы неминуем. Практически большинство взрывов кислородных баллонов на производстве у потребителей происходило по этой причине и в такой же последовательности: подсоединение редуктора — открытие вентиля на баллоне — взрыв баллона.

3. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧТО КИСЛОРОДНЫЙ БАЛЛОН ВЗОРВАЛСЯ, А КАКОЙ РАЗРУШИЛСЯ.
При расследовании предыдущих аварий, связанных с кислородными баллонами, характерны следующие признаки:
а) отрыв днища баллона с лучеобразными трещинами на нем (толщина днища примерно 15 мм);
б) отрыв горловины баллона;
в) корпус баллона разрывается на мелкие фрагменты (до сотни кусков), которые также имеют трещины;
г) на вентиле баллона остается только гайка от подключенного редуктора, штуцер отрывается;
д) прокладка между вентилем баллона и штуцером полностью выгорает;
е) измерение твердости металла с внутренней стороны баллона значительно превышает твердость металла баллона(наклеп);
ж) поликарбонатная вставка на латунном клапане вентиля выгорает или находится в состоянии по твердости не уступающей самой латуни;
з) клапан находится в открытом состоянии, его резьба заклинена в корпусе вентиля;
и) нижняя часть вентиля, вкрученного в баллон, покрыта нагаром;
к) проходное сечение в латунном вентиле и его комплектующие имеют розовый цвет побежалости от высокой температуры.

Указанные повреждения могут произойти только при возгорании смеси кислорода с горючим газом, при этом давление в баллоне мгновенно возрастает по расчетам до 1500-2000 кгс/см2. Если рядом с взорвавшимся баллоном находится полный баллон, то происходит его детонационное разрушение со следующими характерными признаками:
а) отрыв днища баллона;
б) отрыв горловины баллона;
в) корпус баллона разрушается на 2-3 части;
г) вентиль баллона находится в рабочем состоянии.
Исходя из опыта расследований предыдущих аварий и констатируя 100% совпадение указанных признаков, делаем соответствующий вывод — взрыв одного баллона и разрушение рядом стоящего баллона

4. ОТКУДА В КИСЛОРОДНЫЙ БАЛЛОН МОЖЕТ ПОПАСТЬ ГОРЮЧИЙ ГАЗ?
Подавляющее большинство горючего газа (пропан) попадает в кислородный баллон во время газосварочных работ, в момент, когда давление кислорода в баллоне становится ниже, чем давление горючего газа (пропан) в газовом баллоне и возможен переток его в кислородный баллон. Попадание других горючих газов в кислородный баллон возможен при его использовании не по назначению.

5. ПОЧЕМУ КИСЛОРОДНЫЙ БАЛЛОН НЕ ВЗОРВАЛСЯ ПРИ ЕГО НАПОЛНЕНИИ КИСЛОРОДОМ НА НАПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ?
Все зависит от того, какое количество газа попало в кислородный баллон. Если его количество значительно, то происходит самовозгорание горючей смеси при наполнении и взрыв баллона с разрушением самой наполнительной станции и с человеческими жертвами.

6. КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОПАДАНИЕ ГОРЮЧЕГО ГАЗА В КИСЛОРОДНЫЙ БАЛЛОН?
Во-первых, не использовать кислородные баллоны не по назначению. Во- вторых, при проведении газосварочных работ на резаках (горелках) предусмотреть обязательную установку огнепреградительных клапанов на кислородной и газовой линии соответственно. Эти клапана серийно выпускает украинское предприятие «Донмет», г.Краматорск. Это предотвратит переток одного газа в баллон другого при снижении давления ниже допустимого. Такое указание необходимо внести во все Правила, регламентирующие проведение газопламенных работ.

7. ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ АВАРИИ НА САМОЙ НАПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ?
Необходимо выполнять инструкцию по наполнению кислородных баллонов на базе «Типовой инструкции при наполнении кислородных баллонов». И самое главное, при приемке пустых баллонов под наполнение в обязательном порядке проверять остаточное давление кислорода в баллоне (желательно не менее 3 кгс/см2) и на истекающей струе проверить присутствие в баллоне горючего газа с помощью чувствительного газотечеискателя.

Баллоны без остаточного давления направить на пункт освидетельствования или предварительно заправить газообразным азотом до давления 3-5 кгс/см2, проверить по истекающей струю с помощью чувствительного газотечеискателя на отсутствие горючего газа и только после этого, удалив газообразный азот, и сделав предварительную «промывку» баллоном кислородом, направить его на окончательную заправку.

8. КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ДОПУСТИЛИ РАБОТНИК БОЛЬНИЦЫ?
Руководство больницы заключило договор на поставку медицинского кислорода с наполнительной станцией, не имеющей право на этот вид деятельности. Погибший слесарь, обслуживающий кислородные баллоны, не был аттестован по соответствующим Правилам. Следует подчеркнуть, что при обследовании и других больниц, к сожалению, обычным явлением стало выполнение указанных работ (работы повышенной опасности) по совместительству сантехниками, дворниками и др. необученным персоналом. Так как кислородная разрядная рампа в отдельно стоящем помещении на указанный период была неисправна, то для проведения плановых операций и в реанимационном отделении врачи были вынуждены пойти на нарушение и использовать кислородные баллоны по месту. И если бы кислород в баллонах был чистый, то взрыва бы не было. При использовании указанного баллона с таким «кислородом» в помещении разрядной рампы, вероятно, произошел бы его взрыв в разрядной с последствиями. А если бы и не взорвался, что последствия от подачи такого «кислорода» в операционные и в реанимацию трудно предсказать.

Персоналу всех больниц (руководству, обслуживающему персоналу) необходимо пройти специальный курс обучения, знать инструкцию по безопасному обслуживанию кислородных баллонов.